На заметку потребителю.

В настоящее время согласно вышеназванному Закону потребитель имеет право:
- приобретать товары (работы, услуги) надлежащего качества и безопасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- получать необходимую и достоверную информацию о товарах (работах и услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- на компенсацию морального и материального вреда;
- на замену товаров ненадлежащего качества;
- на проведение проверки качества, при этом потребитель вправе участвовать в ней, а в случае спора – требовать проведения экспертизы;
- на устранение недостатков товаров (работ, услуг);
- на просвещение в области защиты прав;
- на обращение в государственные органы и общественные организации за защитой своих прав;
- на предъявление в суд исков о защите своих прав и так далее.
Как же пользоваться данными правами?
В соответствии со ст. 9, 10 Закона продавец (торговая организация), исполнитель каких-либо услуг обязан предоставить Вам необходимую и достоверную информацию о себе и товаре. Отсутствие в торговом зале магазина или в приемной предприятия информации для потребителя должно Вас насторожить, также как и предоставленная информация в виде номера мобильного телефона и фамилии, не подтвержденная документами, особенно при предоставлении услуг. Отказ предоставить эту информацию означает, что Вы рискуете при возникновении необходимости не найти продавца (исполнителя) или не доказать, что именно у него купили товар и не сможете воспользоваться своими правами потребителя.
В соответствии с обязательными стандартами существуют особенности в предоставляемой информации о продовольственных товарах. Но самое главное правило для потребителя – всегда проверять срок годности продовольственных товаров. Срок годности товара указывается на упаковке, но если это не фасованный товар и информация на упаковке отсутствует, не стесняйтесь спросить у продавца документ, подтверждающий качество данного товара. Обращайте внимание на целостность упаковки товара, если видно, что товар уже открывали, то лучше воздержаться от покупки.
При выборе сложной бытовой техники, продавец обязан по Вашей просьбе предоставить необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность компетентного выбора. Задайте продавцу интересующие Вас вопросы. Узнайте, например, будет ли это изделие работать от Вашей электросети, выполнит ли нужные Вам функции, совместимо ли оно с другими Вашими приборами. Выясните, имеются ли в товаре ненужные Вам функции, и решите, стоит ли за них переплачивать и не лучше ли подыскать аналогичный товар без лишних функций. Попросите продавца проверить товар, а заодно и ознакомить Вас с правилами эксплуатации. Особое внимание обратите на правильность заполнения сопроводительных документов, на наличие инструкции на русском языке и срок гарантии. Не покупайте товар, если к нему не приложена инструкция на русском языке – Вы можете просто неправильно пользоваться товаром, что приведет к его поломке. Правильно оформляйте покупку, обязательно берите кассовый или товарный чек – единственное доказательство того, что Вы действительно купили именно этот товар именно у этого продавца. Хотя в соответствии с п.5 ст.18 Закона отсутствие у потребителя кассового или товарного чека или иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта заключения договора и его условий Вы можете ссылаться на свидетельские показания.
Статья 25 Закона предоставляет право потребителю обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Аргументом может служить то, что товар не подошел вам по форме, цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации.
Обменять можно не все товары – существует специальный перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичные. Этот перечень утверждается Правительством России.
Если Вы хотите обменять или вернуть качественный товар, то помните:
товар не должен быть в употреблении;
на товаре должны быть сохранены все фабричные пломбы и ярлыки, а также его упаковка;
обязательно нужно сохранить кассовый или товарный чек.
Если приобретенный Вами товар оказался некачественным, не расстраивайтесь. В соответствии со статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению только при:
1. обнаружении существенного недостатка товара;
2. нарушении установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
3. невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Требование о замене, ремонте или возврате денег за товар с недостатками потребитель вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности, а если срок не установлен, в разумный срок, но в пределах двух лет.
При обнаружении недостатка в товаре первый и вполне естественный шаг - известить об этом вторую сторону и лучше это сделать в письменной форме. Для этого Вам необходимо написать заявление-претензию, где указать дату покупки, время обнаружения недостатков товара и ваши требования по устранению данных недостатков. Заявление должно быть составлено в двух экземплярах, один из которых передается продавцу, а на втором продавец делает отметку о получении Вашего заявления. Если по каким-то причинам продавец отказывается принимать заявление, либо ставить свою подпись на Вашей копии, отправьте заявление заказным письмом с уведомлением о вручении.
Постарайтесь не конфликтовать, будьте доброжелательны к продавцам (исполнителям), дайте им понять, что цель вашего обращения – неполучение возможно большего количества денег, а защита ваших нарушенных прав. В то же время будьте настойчивы, постарайтесь показать свою уверенность в обосновании заявленной вами претензии, ссылаясь на статьи Закона.
Получив заявление, продавец должен известить Вас о своих намерениях, например, предложить провести экспертизу товара, либо как-то иначе высказать свое мнение по поводу предъявленных Вами требований.
Если ответа продавца нет или он Вас не устраивает, еще раз оцените правомерность своих требований и обращайтесь за защитой в суд. Статья 17 Закона освобождает потребителей от уплаты государственной пошлины и предоставляет потребителю возможность выбора суда, в который он может обратиться с иском:
- по месту жительства или нахождения ответчика (предпринимателя или организации);
- по месту жительства или пребывания истца (потребителя);
- по месту заключения или исполнения договора.