Вячеслав Бесхлебный: О реализации и защите прав и интересов граждан Искитима в области образования

«В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Так, в статье 26 отмечено, что для обеспечения государственно-общественного управления, а также в целях учета мнения обучающихся, родителей при принятии управленческих решений, затрагивающих их интересы и права, должны создаваться коллегиальные органы управления образовательной организацией и объединения, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе и контролю за направлениями ее деятельности»,- отметил Вячеслав Анатольевич.
Так, в соответствии с требованиями законодательства во всех образовательных организациях города Искитима созданы коллегиальные органы управления: общие собрания работников (конференции) и педагогические советы, а также в соответствии с Уставами - управляющие советы. В трех образовательных учреждениях города (школа № 9, ЦДО, ДЮСШ) действуют наблюдательные советы. Такие Советы являются обязательным коллегиальным органом управления для автономных учреждений в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Также в школах созданы советы обучающихся, советы родителей обучающихся, которые не принимают участие в принятии управленческих решений, однако их мнение в обязательном порядке учитывается в рамках управления образовательным учреждением.
«По большому счету это участие было всегда. Работали органы школьного ученического самоуправления и детские организации, родители собирались на классные и общешкольные комитеты, собрания, педагоги решали вопросы в первичных профсоюзах, на педсоветах. Но сегодня акценты сместились: растет влияние общества на качество образования, его доступность, открытость для общественности, участникам образовательных отношений предоставлено больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации и повышения качества образовательной деятельности. Сегодня общественность получает представительство в органах управления образованием и участвует в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принимать управленческие решения, участвовать в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для обучающихся,- подчеркнул Вячеслав Бесхлебный.
Принципиально важными являются задачи создания эффективно действующей структуры школьного детского самоуправления и расширения форм системного активного общественного участия родителей.
На уровне муниципалитета с 2016 года действует Городской родительский комитет – коллегиальный, представительный орган в управлении муниципальной системой образования, формируемый через процедуру делегирования. Кроме того, действуют совещание руководителей муниципальных образовательных организаций, городская конференция педагогических работников.
Также Вячеслав Бесхлебный обратил внимание на то, что на основе выявления мнений социума построена общественная экспертиза качества образования или отдельных направлений деятельности образовательных организаций. Так, в 2019 году все школы и детские сады города стали участниками независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. В рамках оценки, организованной общественным советом при министерстве образования Новосибирской области, была проведена экспертиза сайтов образовательных организаций, анкетирование получателей образовательных услуг, экспертиза отчётов обследования образовательных организаций, экспертиза доступности услуг для инвалидов. В 2020 году такая оценка была проведена для учреждений дополнительного образования. По итогам независимой оценки каждая образовательная организация разработала перспективный план по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки. Такая экспертная оценка (с привлечением общественности) позволяет оценить ресурсы системы образования и способствует ее развитию.
Органы государственно-общественного управления привлекаются к общественному контролю в сфере образования, в частности традиционные направления деятельности Городского родительского комитета - родительский контроль организации питания в образовательных организациях, совместные с ГИБДД рейды по контролю за соблюдением водителями правил дорожного движения при подвозе детей в детские сады и школы. В феврале 2021 года в школах города впервые проводился месячник "Здоровое питание", центральным мероприятием которого стал системный родительский контроль горячего питания.
В управлении всегда популярным был обмен опытом, когда можно не только представить свои наработки, но и увидеть достижения других. Мы стараемся использовать такие возможности и для развития государственно-общественного управления в системе образования. В августе 2021 года в рамках XXI съезда работников образования Новосибирской области представители родительских комитетов школы № 11 приняли участие в работе областного Родительского клуба «Узнай, как». На встрече были подведены итоги регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший родительский комитет», в котором участвовали 28 родительских комитетов из разных муниципальных образований области, в том числе и города Искитима. Среди победителей конкурса родительский комитет 9а класса школы №11, а в числе призеров - родительский комитет 9б класса школы 11. Председатель родительского комитета школы № 11 г. Татьяна Костюченко представила опыт работы по вовлечению родителей обучающихся и представителей бизнес-сообщества как в школьную жизнь, так и в определенные механизмы управления школой.
В октябре 2021 г. председатель Городского родительского комитета Марина Клюкина участвовала в Осенней конференции Областного родительского собрания «Встреча без галстука», а директор МАОУ ДО ЦДО Марина Курдюмова и представитель городского Совета отцов Леонид Сидоров представили город на региональном совещании «Формы взаимодействия органов власти и общественного отцовского движения».